1. Ответственность несовершеннолетних
Зачастую несовершеннолетние полагают, что за совершение правонарушения, ответственность на них не может быть возложена в силу возраста.
Однако несовершеннолетний, как и любой гражданин, имеет права и обязанности и несет юридическую ответственность за свои поступки перед государством и людьми.
Существует несколько видов юридической ответственности. Российским правом предусмотрены уголовная, административная, дисциплинарная и другие виды юридической ответственности.
Действующее российское законодательство при определении возраста, с которого наступает уголовная ответственность, учитывает возрастные возможности и особенности несовершеннолетних.
Далеко не все подростки знают о том, с какого возраста наступает уголовная ответственность. Многие из них считают, что предстать перед судом за правонарушения могут только совершеннолетние, то есть достигшие 18 лет. Некоторые дети не имеют четкого представления, что за правонарушения уголовную ответственность несут они сами.
Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Следовательно, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, считается вполне созревшим, чтобы отвечать за преступления. Однако уголовным законодательством Российской Федерации предусмотрены преступления, ответственность несовершеннолетних за которые наступает с 14 лет.
Административная ответственность наступает, если совершенное правонарушение по своему характеру не влечет уголовной ответственности.
За совершение административного правонарушения к несовершеннолетнему применяются такие виды административных наказаний как предупреждение и административный штраф.
Право применить к подростку административное наказание имеет комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
С учетом обстоятельств совершенного правонарушения комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может освободить несовершеннолетнего от административной ответственности и обязать его принести публичное извинение потерпевшему или возложить на виновного подростка обязанность возместить причиненный материальный ущерб или своим трудом устранить причиненный ущерб либо применить к нему иные меры воздействия.
Прокуратура разъясняет.
2. Основные права ребёнка по Семейному кодексу Российской Федерации
Согласно п. 2 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам; ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
В ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации указано, что при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
В тех случаях, когда в процессе осуществления родителями своих прав и обязанностей обеспечение интересов детей перестает быть предметом основной заботы родителей или же эта забота осуществляется в ненадлежащей форме и недостаточном объеме, несовершеннолетний в силу ст. 56 Семейного кодекса Российской Федерации имеет право на защиту, которую ему должно обеспечить государство в лице органов опеки и попечительства, прокуроров и судом.
3. Обязанности и ответственность педагогических работников
Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.
Статья 48 Федерального закона «Об образовании» от 29.12.2012 № 237-ФЗ предусматривает обязанности и ответственность педагогических работников, основными из которых являются:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями и др.
Прокуратура разъясняет.
28 июня 2022, 12:39
Разъяснения прокуратуры в отношении несовершеннолетних, основные права ребёнка по Семейному кодексу Российской Федерации и обязанности и ответственность педагогических работников.